ТОРМОЗНЫЕ ДИСКИ И ИХ ОТЛИЧИЯ

14 июля 2017

Сегодня мы затронем очень щепетильный вопрос от которого зависит все на дороге. То, как быстро у нас получается остановится и самое главное то насколько быстро мы можем передвигаться в пространстве. Всем известно, чем лучше тормоза, тем быстрее можно ездить. Вот собственно сегодня мы и затронем тему тормозов, начиная от тормозных машинок и закончим задними дисками на кроссовых мотоциклах. В общем очень развернутый ответ на очень секретный вопрос. Итак часть первая - тормозные диски.

"Плавающие" или нет вот в чем вопрос?

Первое на чем мы остановимся это откроем завесу перед тем, чем же все-таки отличаются тормоза на внедорожной технике от асфальтовых братьев.
Задачи ставящиеся перед дорожными мотоциклами это длительные перегрузки, потому как внедорожные братья не ездят со скоростью 300 км/час и не вытормаживаются до полной остановки в стоппи. То есть дорожные мотоциклы должны иметь возможность останавливаться быстро и часто, в отличие от кроссовых и иже с ними, которые делаю то же, но в условиях повышенной грязи (это мягко сказать) :) Итак рассмотрим, что произойдет с диском при длительном торможении. Как известно по закону сохранения энергии, она никуда неожиданно не пропадает, а просто переходит из одного состояния в другое. Именно это мы и имеем, когда останавливаемся с высоких скоростей. Колодки сжимая диск нагреваются и вырабатывают тепло, которое собственно и переходит на тормозной диск (или диски). Диск нагревается, сильно нагревается, но в гоночных мотоциклах колодки стоят высокотемпературные, которые работают до 800 градусов без ухудшения своих свойств (теоретически). При таких температурах обычно метал плавят :) Поэтому диски могут раскалится до красна. Мы все помним, что при нагреве метал расширяется и если его закрепить с одной стороны очень прочно, то вторая, свободная сторона, будет деформироваться под воздействием высоких температур. Мы получаем диски скрученные винтом. Учитывая то, что допуски на биение диска должно быть не более 0.25 мм (не помню где вычитал) то пропеллер это немного больше чем допустимо. То есть, одноразовые диски на одно торможение и в утиль. В этом случае к нам на помощь приходят плавающие тормозные диски. То есть сама поверхность, к которой прилегают колодки не закреплена крепко на оси колеса. Это решает массу вопросов с перегревом дисков. Метал так-же само деформируется, но так, как ему есть куда расширяться диски не скручивает пропеллером. Они просто "гуляют" на проставках по мере нагрева и охлаждения. Одна из причин почему нельзя использовать кроссовые мотоциклы в качестве донора для супермото. Внедорожная тормозная система не адаптирована под работу на асфальте, как с точки зрения отсутствия плавающих дисков, так и тракты и главный тормозной цилиндр рассчитан на меньшие нагрузки. Вот пример плавающих дисков и дисков с жестким креплением на колесе.



Теперь отвечу на один вопрос, почему задний тормоз на мотоцикле обычно не плавающий. Это связано с тем, что на задний тормоз не приходятся такие нагрузки, способные проворачивать колесо при полностью нажатых тормозах. Дорожные мотоциклы тормозят в основном передним тормозом, следовательно на заднем нет таких нагрузок способных перегреть диск, максимум это заблокировать колесо.

Теперь обратим внимание на то, зачем нужна насечка на внешней стороне диска на кроссовой технике. Все очень просто чтобы вычищать грязь из суппортов. Самоочищающаяся система... На дорожный мотоциклах это просто элемент дизайна.

Теперь момент касающихся наличие отверстий в самом диске. В данном случае это как раз не элемент дизайна, а вполне функциональные аксессуары. Во время торможения образуется пыль с тормозных колодок. Эта пыль впресовуется в саму поверхность колодок и ухудшает абразивные свойства колодок. Колодка как бы поскальзывается на скользкой пылевой поверхности. Отверстия в диске являются пылесъемниками. Которые как бы срезают прессованную колодочную пыль и сбрасывают ее наружу. Данные отверстия могут быть, как круглые, так и любой другой формы - овальные квадратные и др.