Как выбрать колодки для дисковых тормозов мотоцикла

4 июля 2017

Тормозные колодки (ах, подлые!) имеют привычку изнашиваться. И когда приходишь в магазины мотозапчастей за заменой, то обнаруживаешь, что выбор - ого-го! А ценой они разные. И что прикажете делать?

ДОВЕРЬТЕСЬ ПРОВЕРЕННОМУ


Нет смысла гоняться за "оригинальными". Как правило, колодки изготавливают считанные специализированные "тормозные" фирмы, но в торговлю они поступают с разными этикетками. То, что многие называют "оригиналом", всего лишь упаковано в коробочку с логотипом производителя мотоцикла, который и задирает цену -"за лейбл". Если колодки меняете в сервисе, то расслабьтесь и примите выбор здешних специалистов - они предложат продукцию одного-двух, зато проверенных изготовителей. Из наиболее популярных, как правило, называют (в порядке "убывания" по рейтингу): Brembo, SBS, EBC, Ferodo, TRW, Braking, Galfer.

Часто к одному и тому же суппорту подходят колодки, в "именах" которых отличие лишь в буквенном обозначении, а случается и вовсе только цветом краски на металлической основе. В чем их разница по существу, можно узнать из каталогов производителей (они в магазинах, как правило, есть). Обычно эта информация носит рекламный характер. Пропустите мимо сознания восторженные фразы о выдающихся качествах товара и попытайтесь добраться до сути. Что мы и постарались сделать.

Прежде всего, колодки следует разделить на типы: универсальные, для бездорожья и спортивные. Сразу оговоримся: каждый тип хорош, но по-своему. Вместе с тем, при высоких показателях одного свойства обычно ухудшается другое. Покупайте те колодки, характеристики которых подходят именно вашему мотоциклу и вашей манере езды.



Тормозные колодки Ferodo (в данном случае для Kawasaki KX5001989-95 г.в.) по цвету все хороши. Приобретая их, смотри обозначение на металлическом основании: А - универсальные Р; Б - DRC 393 (группы DX) для пустыни; В - для мокрого бездорожья SG.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ


Каждая из фирм выпускает простейшие колодки, предназначенные, в первую очередь, для скутеров и мотоциклов с двигателями малого рабочего объема. Их можно установить и в суппорт заднего колеса современных аппаратов с рабочим объемом до 600 см3. Мотоцикл с ними не остановится "как вкопанный". Иногда оно и к лучшему - начинающий водитель не заблокирует колеса, а значит, не вылетит из седла, избежит аварии. Достоинства таких деталей: они долговечны, "бережно
относятся" к тормозному диску, недороги. К этому типу относятся детали с обозначением P (Ferodo), HF (SBS) SM( Braking), другие производители в конце не имеют обозначения.

Следующая группа может справедливо называться суперуниверсальными - они пригодны для большинства мотоциклов,
эксплуатируемых в самых разных условиях. Тормозят они лучше колодок предыдущей группы, но изнашиваются быстрее. Обозначаются так: Р (Ferodo) HF(SBS) , SM (Braking) , V (EBC) .

Быстрее всего остановят мотоцикл самые дорогие из универсальных - с обозначением ST,SG (Ferodo), HS,LS (SBS), SP (Brembo),SV (TRW), HH (EBC) CM (Braking). Всем они хороши, да только непомерно быстро "съедают" диски (а если
диски чугунные, то вовсе не могут "работать"). С этим недостатком придется смириться байкерам, предпочитающим спортивный стиль езды, а также владельцам тяжелых туреров вроде Honda Gold Wing -именно на них рассчитаны отличные тормозные свойства этих колодок. А при езде в дождь им вовсе нет равных, кроме разве что SG (Ferodo), о которых чуть позже.



На мотоциклы Yamaha от TZR125RS до FJR1300 можно установить колодки разных типов. Например, фирма SBS предлагает для 125-ки и для 1,3 литра HF (черные), HS,LS (золотистые) .



В диаграмме фирмы SBS найдите на горизонтальной оси условия в которых эксплуатируется Ваш мотоцикл. При просмотре графика вы встретите одну или несколько полос, которые попадают в зону применяемости того или иного типа колодок.

ДЛЯ ВНЕДОРОЖНИКОВ


В этой группе существует разделение, связанное с особенностями бездорожья, ведь одни носятся по пустыне или пляжу, других хлебом не корми - дай залезть в болото.

При форсировании рек (и вообще в сырую погоду) лучше других себя покажут колодки с обозначением SI,RSI (SBS), SG (Ferodo),SI (TRW),MXS-R (EBC), SD (Brembo). Их и придумали специально для "работы" с мокрым тормозным диском. Но не теряют качеств и в сухую погоду. За эту универсальность приходится дорого платить - и в прямом смысле, и в переносном - быстро изнашиваются тормозные диски. Чугунные диски в паре с ними устанавливать не рекомендуют.

При катании в пустыне тормозам приходится не сладко: песок так и норовит внедриться в мягкий фрикционный состав накладки и "съесть" диск, а высокая температура воздуха помогает "вскипятить" тормозную жидкость. Специально для этих условий разработаны колодки с обозначением CS,HF (SBS), TT (EBC), SM (Braking), TT (Brembo) EC (TRW) P (Ferodo). Они хорошо противостоят агрессии абразивных частиц песка и служат теплоизолятором. Впрочем, свойство теплового протектора -палка о двух концах: тепло, выделяющееся при торможении, не доходит до тормозного суппорта, а значит, не нагревает тормозную жидкость. Это хорошо, но лишь постольку, поскольку меньше шансов, что она закипит. А плохо то, что при частом и интенсивном торможении перегревается диск - его может покоробить, и при торможении вы ощутите на рычаге или педали мелкую дрожь. Выручает то, что при езде по песку тормозить нужно гораздо реже, и удачно подобранные диски в паре с этими колодками работают намного дольше. И еще: фирма Ferodo предупреждает, что после "купания" эффективность торможения ощутимо снижается.


Их устанавливают на десятки мотоциклов типа эндуро с рабочим объемом от 50 до 650 см3.


ДЛЯ СПОРТА


Из мира спорта к байкерам пришли детали с обозначением DS,DC,RS (SBS), RC,SC (Brembo), GPFAX (EBC),. Они обеспечивают великолепное замедление но при одном условии диск и колодки должны быть разогреты. Это возможно только во время соревновании когда энергичные разгоны чередуются с интенсивны ми торможениями. При обычной езде как не усердствуй поддерживать высокую температуру этих деталей не удастся. В холод ном же виде эти колодки настолько "никакие" что изготовители запрещают использовать их на дорогах общего пользования. Спортсменам напомним, в паре с такими колодками способны "работать" только специальные диски которые не коробятся и не теряют прочность при высоких температурах. Но будьте готовы к тому что эти колодки и сами быстро износятся и беспощадно "расправятся" с диском. И еще Одно из качеств по которым оценивают тормозные колодки - уровень шума при торможении. Так вот именно эти колодки шумят громче всех. Цена "рейсинговых" комплектов ощутимо выше других.



И еще одна особенность способная смутить байкера. Если у вашего мотоцикла спереди два диска будьте готовы к тому что вам могут продать соответственно два комплекта колодок с отличающимися деталями и номерами (чаще всего для мотоциклов Suzuki и Kawasaki). He удивляйтесь колодки в наборах зеркально симметричны друг другу (под правый и левый диски).



Рекомендовать какой-либо определенный тип колодок для любых условий нельзя каждые хороши только в тех условиях для которых созданы. Те, что отлично тормозят, быстро "съедают" диск, да и сами быстро изнашиваются. А у долговечных и сберегающих диск может не хватить силенок, чтобы остановить тяжелый мотоцикл. Предназначенные для пустыни не справятся со своими обязанностями под дождем, а созданные для "болотных" покатушек среди барханов тормозить будут хуже и "сожрут" диск впившимся в них песком.